Любые цели достижимы, если не бояться идти вперед
Второй год подряд студенты под научным руководством доцента кафедры безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии ФЗЧС Эльвиры Нафиковой выигрывают стипендии для обучения за рубежом.
В чем секрет такой продуктивности? В талантливости ребят? Или в умении преподавателя работать с зарубежными партнерами и не бояться рутинной работы по оформлению заявок? А, может, «выстреливает» трендовая экологическая тематика? И как вообще приобщить студентов к научной деятельности?
На эти вопросы мы попросили ответить саму Эльвиру Валериковну.
«Начну с того, что не только мои студенты добиваются хороших результатов, - комментирует научный руководитель. - На нашем факультете трудится сплоченная команда профессионалов, и стипендии получают студенты Алексея Николаевича Елизарьева, Натальи Викторовны Кострюковой, Элины Сагитовны Насыровой и др.
Секрета, конечно, никакого нет. Наверное, мне немного проще проходить со студентами все этапы выдвижения на стипендию для обучения за рубежом, потому что я сама уже бывала на стажировках в Техническом университете Карлсруэ: сначала по студенческой стипендии, а затем как молодой ученый по программе ДААД.
Для успешного продвижения студентов необходимы несколько составляющих. Прежде всего, приглашение от зарубежного профессора и рекомендации от российских ученых других вузов (желательно широкой географии). Это один из основных критериев. И здесь большую роль играют связи научного руководителя. Дело в том, что на письмо студента зарубежные профессора не всегда отвечают. Но когда подключается преподаватель, то проблем во взаимодействии не возникает. Так, в этом году мы выбрали итальянский университет, новый для нас, чтобы расширить границы сотрудничества и установить более тесные партнерские отношения.
Второй важнейший критерий для получения стипендии – это научные достижения студента. Нужны статьи в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus. А также победы в международных рейтинговых конкурсах, олимпиадах и т.д.
Бывало так, что ребята приходили к нам после бакалавриата другого направления, но с такими горящими глазами и желанием трудиться, что мы буквально за год усердной работы набирали необходимое количество публикаций.
Хочу отметить, что требования к претендентам на стипендии с каждым годом становятся все жестче, так что пройти отбор становится труднее. А число желающих во всем мире только растет. Кстати, университеты Германии и Италии пользуются особой популярностью.
С оформлением документов большое содействие нам оказывает отдел международных отношений и отдел интеллектуальной собственности, за что им огромное спасибо! Потому что грамотно выправить и подписать все бумаги - это тот еще квест. И командная работа с коллегами здесь играет важнейшую роль. К счастью, сейчас эта процедура упрощается, переходя в электронный формат.
Что касается научной работы студентов, то, признаюсь, преподаватель я строгий. Я сразу озвучиваю свои задачи и требования. А нынешние студенты очень отличаются от предыдущих поколений. Они более рассудительные, они хотят отношений на равных, поэтому к ним теперь нужен другой подход. Они настроены в конце работы увидеть результат.
Так что мы заранее обговариваем наши цели научной деятельности. Во-первых, она направлена на достижение побед и получение соответствующих благ, включая материальные (премии, стипендии, можно и не одну!). Во-вторых, на приобретение необходимых навыков проектной деятельности и softskills.
Так, например, мои выпускники, устраиваясь в крупные компании, отмечают, что работодатель обращает особое внимание на соискателя, имеющего научные публикации. Многие из ребят после окончания вуза настроены продолжать научную работу, которая к тому же хорошо стимулируется в больших фирмах, и я стараюсь оказать им содействие.
Как привлечь студентов в науку? Вариантов здесь много, было бы желание. В прошлом году, например, я начала заниматься воспитательной работой на факультете, и это широкое поле деятельности открыло новые горизонты в развитии студенческих экологистических социальных проектов. Плюс я являюсь наставником экологического клуба «Зеленый проект УГАТУ», в рамках которого мы тоже подаем заявки на различные субсидии.
Этот год был особенно продуктивным, мы выиграли сразу несколько грантов от «iВолги» и «Смарт-тау», которые помогут развивать инфраструктуру нашего университета в области экологии. Очень рада, что к работе команды присоединяются не только студенты ФЗЧС, но и других факультетов и институтов. Должна сказать, что некоторые предлагаемые ребятами идеи просто фантастические. Но если не бояться идти вперед, то любые цели достижимы!»
Управление медиакоммуникаций