Расписание

Сведения об ОО

ИСУ УГАТУ

Личный кабинет

СДО

«Республика Башкортостан» №132, 16 ноября 2018

Поделиться:

«Птичка»: полёт первый и единственный

 

30 лет назад состоялся полёт орбитального корабля-ракетоплана «Буран»

 

Космический корабль-ракетоплан «Буран» советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС) был создан в рамках программы «Энергия  — Буран». Свой первый и единственный космический полет он совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Этот корабль стал триумфом нашей страны и ее науки: СССР вновь обогнал США (шаттлы никогда не летали в автоматическом режиме) и установил паритет, теперь уже в «звездных войнах».

 

Пилотировать «Буран» в период испытаний должна была «Волчья стая». Так называли элитный отряд летчиков-испытателей под командованием Героя Советского Союза, летчика-космонавта Игоря Волка. В их числе был наш земляк Урал Султанов, заслуженный летчик-испытатель России, космонавт-испытатель СССР.


Урал Султанов вместе со своим командиром и другом Игорем Волком учил летать «Буран», готовился к космическим полетам. К сожалению, сложная экономическая обстановка 80-х, а потом и распад СССР привели к закрытию программы. Горечь от того, что за первым триумфальным полетом в автоматическом режиме не последовало других, пилотируемых, не покидает «бурановцев» и по сей день. Многие из товарищей по «Волчьей стае» сегодня уже ушли из жизни. Они сделали все, что могли, и их вины в том, как сложилась судьба «Бурана», нет.


В эти же дни, 18 ноября, празднует свой юбилей Урал Султанов. В этом году ему исполняется 70 лет. Каждое лето наш доблестный земляк проводит на родине в Башкирии, ведь его имя носит Международная аэрокосмическая школа, ежегодно принимающая талантливых школьников в Давлекановском районе республики. Там заслуженный летчик-испытатель проводит для детей увлекательные тренинги и занятия, делится бесценными опытом.

 



Накануне мы связались с Уралом Назибовичем, который сейчас принимает участие в юбилейных торжествах в Москве, и вспомнили события былых дней.


— Почему этот полет стал беспилотным?


— Он и должен был быть таковым. Пилотируемые полеты планировалось выполнять после успешных запусков в автоматическом режиме и с более широким кругом задач позже, после полного анализа и подготовки экипажа. Всеми процессами руководил компьютер, который выбирал маневр, скорость и другие параметры режима полета, а также работу всех систем корабля для успешной посадки. Таков был замысел создателей «птички». Они говорили, что основным контуром управления этим кораблем будет автоматика, а летчик назначался в качестве аварийной системы.


— Были ли особенности подготовки космонавтов для этой программы?


— Да, были. Мы постоянно выполняли испытательные полеты по другим программам, это было необходимо для поддержания нашей летно-испытательной подготовки, в том числе психологической.


— А вам не хотелось совсем уйти в космонавты?


— Расставаться с летной работой ради постоянных полетов на «Союзах» я бы не стал, если бы даже предложили. Ради интересной летно-испытательной работы я и согласился в свое время работать по космосу: это расширяло ее диапазон. С выбором профессии летчика-испытателя я определился раз и навсегда и менять ее даже сейчас, на пенсии, не хочу.


— «Буран» был способен решать многие задачи. А мог бы он забирать космонавтов с МКС на Землю? 


— Вполне, если бы поставили такую задачу и корабль был бы оборудован стыковочным узлом.


— В последнее время космонавтику преследуют неудачи. Как вы думаете, с чем это может быть связано?


— Техника может отказать, это случалось и раньше, просто полетов было меньше, и рекламной шумихи вокруг них тоже. Сейчас источников информации много. По части многоразовых шаттлов у американцев проблем, кажется, было выше крыши. Пример — потеря двух экипажей. В 1986 году на взлете взорвался шаттл «Челенджер», а 15 лет назад при посадке рассыпалась «Колумбия», после чего пилотируемая космонавтика в США была поставлена на паузу, а на МКС американские астронавты стали летать на одноразовых российских «Союзах». Что касается неудач. Это космос, чуждая для нас среда, которая не прощает ошибок и расчета «на авось». Поэтому я всегда говорю студентам и школьникам: «Учите матчасть!».

 


 

В наши дни

 

В канун юбилея в музее авиационных двигателей УГАТУ состоялась встреча студентов Уфимского авиационного техникума, занимающихся проектированием ракет, и участников программы создания первого многоразового космического корабля-самолета «Буран». Доцент кафедры авиационных двигателей Сергей Каменев ознакомил ребят с историей создания «Бурана» и техническими особенностями космолета. Профессор кафедры сопротивления материалов Юрий Первушин рассказал о работе над композитными материалами. Ведущий инженер института физики перспективных материалов Андрей Щербаков вспомнил, как в цехе завода изготовлялось уникальное термическое защитное покрытие корабля.

 

Оказывается, полет «Бурана» был не совсем беспилотным. Как рассказал Андрей Щербаков, на борту корабля была… муха!

 

 

Это интересно

 

Знаете ли вы, что при посадке «Бурана» не обошлось без ЧП, которое в результате только подчеркнуло успех создателей программы? На высоте 11 км «Буран», получивший с наземной станции информацию о погодных условиях в месте посадки, неожиданно для всех совершил резкий маневр. В Центре управления полетами тогда переполошились, но Степан Микоян, отвечавший за посадку корабля, мудро решил подождать. Корабль описал плавную петлю с разворотом на 180º и, изначально заходя на посадочную полосу с северо-западного направления, сел со стороны ее южного конца. Как позже выяснилось, из-за штормового ветра на земле автоматика корабля приняла решение дополнительно погасить скорость и зайти по наиболее выгодной в новых условиях траектории посадки. Мораль: не мешай технике, и она тебя не подведет!

 


Смотрите также

4 октября команда UGATU Racing Team приглашает на презентацию

Сдал макулатуру – посадил сад. Или рощу. Или сквер

Районная газета "НИВА" Ершачского района Смоленской области, 26 октября 2018

ГТРК Башкортостан, 15 ноября 2018

«Республика Башкортостан» №136 | 27 ноября 2018

ГТРК «Башкортостан», 17 декабря 2018

Bash.News, 18 декабря 2018

Вручение наград

Презентация УГАТУ

Презентационный фильм об УГАТУ

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Позвонить

или заполнить форму ниже

Закрыть форму