ПАМЯТИ СТЕПАНА МИКОЯНА

24 марта ушел из жизни Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации Степан Микоян. Он родился в 1922 году в семье видного советского государственного деятеля – Анастаса Ивановича Микояна и с 1941 года связал свою судьбу с авиацией. Вероятно, сказалось влияние родного дяди-знаменитого авиаконструктора Артема Микояна. В последствие, когда Степан Микоян станет летчиком-испытателем, большинство испытанных им самолетов составят именно МиГи. Но сначала будет фронт, воздушные бои и победы, приземление на горящем истребителе и долгое лечение ожогов...

После войны С. Микоян окончил Военно-водушную академию им. Н. Е. Жуковского и перешел на летно-испытательную работу. В течение 23 лет участвовал в испытаниях самолетов МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27. Всего освоил 102 типа летательных аппаратов. Не очень известный факт биографии С. Микояна-в 70-ые годы прошлого столетия он в качестве заместителя главного конструктора НПО "Молния" принимал участие в создании воздушно-космического самолета "Буран", отвечал за систему управления и систему автоматической посадки. В триумфальном беспилотном полете "Бурана" и его впечатлившей весь мир автоматической посадке значителен был и вклад Степана Микояна.

В последние годы Степан Анастасович много сил и времени отдавал работе с молодежью-в качестве члена жюри Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А. Ф. Можайского. На финалах олимпиады в Москве членам нашей делегации ежегодно доводилось общаться с этим незаурядным человеком. Причем он первым завел речь о его одном из самых любимых самолетов-перехватчике МиГ-19, многие годы являющимся "визитной карточкой" УАИ-УГАТУ. Вспоминал, как непросто поначалу складывалась летная судьба первого в СССР сверхзвукового истребителя-перехватчика. Ведь именно тот самый экземпляр МиГ-19, что украшает с 1974 года университетскую площадь испытывал Степан Микоян! Поведал нам и причину, почему не смог принять участие в торжественном открытии самолета-памятника-большая занятость испытаниями. Однако о приглашении вспоминал с благодарностью и теплотой. На следующий год мы решили подарить Степану Анастасовичу фото-коллаж с самолетом-памятником МиГ-19 на фоне главного корпуса УГАТУ – никогда не забуду, как он растрогался-слезы заблестели в глазах заслуженного ветерана! С. А. Микоян в свою очередь написал теплое обращение в адрес студентов и сотрудников УГАТУ со словами благодарности за сохранение памяти о самолете, с которым лично его очень многое связываело и который заслуженно вошел в историю развития мировой авиации.