Кафедра двигателей внутреннего сгорания

[История кафедры] [Направления и специальности подготовки] [Характеристика ППС]
[Направления научной работы] [Учебные, научные лаборатории и их оснащение]

История кафедры

Создание кафедры ДВС

В связи с организацией на Уфимском моторостроительном заводе производства двигателей автомобиля "Москвич-412" возникла необходимость в специалистах в области ДВС. С учетом этого, в 1968 году на кафедре конструкции авиационных двигателей был образован сектор ДВС и началась подготовка инженеров по специальности ДВС. В 1972 году из кафедры конструкции АД выделилась самостоятельная кафедра «Двигатели внутреннего сгорания». Первый выпуск инженеров по специальности ДВС состоялся в 1973 году, было выпущено 39 инженеров. В 1974 году состоялся первый выпуск вечернего отделения.

Краткая историческая справка

1932 г. – Создается Рыбинский авиационный институт (РАИ).

1941 г. – РАИ перебазируется в Уфу.

1942 г. – РАИ переименовывается в Уфимский авиационный институт. Создается моторостроительный факультет (МФ).

1946 г. – МФ переименовывается в факультет авиационных двигателей.

1958 г. – Создаются кафедры Теории авиационных двигателей и Конструкции авиационных двигателей.

1968 г. – В составе кафедры Конструкции авиационных двигателей образован сектор ДВС.

1972 г. – Из кафедры Конструкции авиационных двигателей выделена кафедра Двигатели внутреннего сгорания. Кафедру возглавляет Р.Х. Каримов.

1973 г. – Первый выпуск инженеров-механиков по двигателям внутреннего сгорания.

1974 г. – Первый выпуск вечернего отделения.

1979 г. – Открыта аспирантура.

1982 г. – Кафедру возглавляет Б.П. Рудой.

1984 г. – Начато обучение по разработанной на кафедре Функционально-целевой технологии подготовки специалистов.

1991 г. – Открыта докторантура.

1993 г. – Переход на многоуровневую систему образования.

1997 г. – Первый выпуск бакалавров.

1999 г. – Первый выпуск магистров.

2001 г. – Кафедра признана лучшей кафедрой ДВС в системе министерства образования РФ.

2006 г. – Кафедру возглавляет Р.Д. Еникеев.

2008 г. – Кафедра становится одной из базовых в составе учебно-научно-инновационного центра «Проектирование и эксплуатация двигателей и энергоустановок», созданного в рамках Инновационной образовательной программы.

2011 г. – Кафедра начинает подготовку бакалавров по направлению «Технология транспортных процессов», профиль «Организация и безопасность движения».

2011 г. – Кафедра начинает подготовку бакалавров в филиале УГАТУ в г. Ишимбае.

Направления и специальности подготовки

Направление 141100 – «Энергетическое машиностроение», профиль «Двигатели внутреннего сгорания».

Виды деятельности выпускников:

  • проектно-конструкторская (разработка двигателей и энергетических установок);
  • научно-исследовательская (теоретические и экспериментальные исследования процессов в двигателях и системах энергетических установок);
  • производственно-технологическая (производство и ремонт двигателей и энергетических установок);
  • монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (эксплуатация, сервис, наладка и опытная проверка автомобилей, двигателей, оборудования и программных средств);
  • организационно-управленческая (организация работы коллективов исполнителей).

Трудоустройство:

Научно-исследовательские организации, образовательные учреждения, проектные и конструкторские организации, заводы, предприятия автосервиса, организации, связанные с эксплуатацией ДВС и автомобилей и т.д.

Направление 190700 – «Технология транспортных процессов», профиль «Организация и безопасность движения».

Виды деятельности выпускников:

  • производственно-технологическая (внедрение систем безопасной эксплуатации транспорта);
  • расчетно-проектная (разработка систем организации движения);
  • экспериментально-исследовательская (повышение эффективности систем организации и безопасности движения);
  • организационно-управленческая (контроль и управление системами организации движения) и т.д.

Трудоустройство:

Государственные контролирующие службы в сфере дорожного движения, службы безопасности движения; предприятий, дорожно-эксплуатационные и проектные организации, образовательные учреждения, службы технической экспертизы, службы логистики производственных и торговых организаций т.д.

Характеристика ППС папка

Направления научной работы

Учебные, научные лаборатории и их оснащение

Лаборатория испытаний ДВС

Назначение: проведение лабораторных занятий, проведение НИР и НИРС, связанных с испытаниями ДВС мощностью от 30 до 109 кВт.

Лаборатория оснащена современными моторными стендами фирм AVL (Австрия), VSETIN (Чехия) и исследовательским оборудованием фирм AVL (Австрия), SUN (Нидерланды), HORIBA (Япония), Larson Davis (США) и др.

Размещение лаборатории – корпус 2, комната 2-109.

Лаборатория испытаний малоразмерных ДВС и электрических машин

Назначение: проведение лабораторных и практических занятий, проведение НИР и НИРС, связанных с испытаниями ДВС и электрических машин мощностью от 0,1 до 20 кВт.

Лаборатория оснащена современными малоразмерными стендами и исследовательским оборудованием фирмы AVL (Австрия) и др.

Размещение лаборатории – корпус 2, комната 2-114.

Лаборатория диагностики и систем управления энергоустановок

Назначение: проведение лабораторных занятий, проведение НИР и НИРС.

Лаборатория оснащена компьютерами, безмоторным стендом, симуляторами систем управления на основе аппаратного обеспечения фирмы National Instruments (США), и программного обеспечения фирмы Lab View (США).

Размещение лаборатории – корпус 2, комната 2-404.

Лаборатория численного моделирования газодинамических процессов энергоустановок.

Назначение: проведение лабораторных и практических занятий, проведение НИР и НИРС.

Лаборатория оснащена многопроцессорным вычислительным кластером и компьютерами для проведения расчетов. Используется лицензионное программное обеспечение Star CD, ANSYS CFX, Flow Vision, AVL Boost, AVL Fire, AVL Excite.

Размещение лаборатории – корпус 2, комнаты 2-406 и 2-410а.

Лаборатория нестационарной газовой динамики

Назначение: проведение лабораторных и практических занятий, проведение НИР и НИРС.

Лаборатория оснащена ударной трубой, генератором волн для исследования газодинамических процессов, исследовательским оборудованием фирмы AVL (Австрия).

Размещение лаборатории – корпус 2, комната 2-408.

Лаборатория химмотологических и триботехнических исследований

Назначение: проведение лабораторных занятий, проведение НИР и НИРС.

Лаборатория оснащена установками микродугового и искрового оксидирования поверхностей, современным химмотологическим и триботехническим оборудованием (микроскоп, профилометр, вытяжной шкаф и т.д.).

Размещение лаборатории – корпус 2, комната 2-108.