5 октября экскурсия студентов университета на Уфимское моторостроительное производственное объединение

Газета «Республика Башкортостан» № 5, 18 января 2018 YouTube

Левша в коротких штанишках


Автор: Жанна МИРОНОВА, Алексей ШИЛЬНИКОВ, Зульфия САФИНА
В Туймазах собирают и роботов, и модели самолетов.
Региональный тур олимпиады по истории авиации и воздухоплавания проводится под крышей уфимского авиационного университета уже девятый раз. Главная задумка организаторов — популяризация авиастроительной отрасли. Судя по всему, цель эта успешно достигается: в прошлом году в УГАТУ был серьезный конкурс на факультеты, выпускающие инженеров-конструкторов и двигателестроителей.

Хочешь стать авиатором — учи русский?

С каждым годом в олимпиаде участвует все больше способных ребят со всей республики, усиливается конкурентная борьба. Историю авиации не проходят в школе, подготовка предполагает самостоятельное изучение предмета, а порой и техническую часть — разработку модели.

— Общий уровень работ растет, — уверяет заместитель председателя жюри олимпиады Сергей Каменев. — Список тем разрабатывается в Москве, он большей частью из года в год не меняется. А вот исследования участников становятся все сложнее и подробнее, ребята учитывают опыт и замечания предыдущих лет.

Школьники из Стерлитамака несут на суд жюри огромного воздушного змея. Они приехали целой командой — 14 человек.

— И это только те, кто прошел муниципальный отборочный тур, — поясняет Ольга Алиева, методист отдела образования Стерлитамака. — У нас в 31-й школе в этом году открылся аэрокосмический класс с углубленным изучением физики и математики, так они всем классом в отборе участвовали.

— Мы приехали побеждать, — уверенно заявили стерлитамакцы. И не соврали: в итоге выяснилось, что дружная команда собрала все вторые и третьи места в секциях для школьников.

Траоре Келе, темнокожего паренька из западноафриканской республики Кот-д’Ивуар, заботливо провожает до дверей, давая последние наставления на двух языках, Марина Калитаева, начальник отдела довузовской подготовки. Поболеть за него пришли ребята-иностранцы с подготовительного факультета.

— Он подготовил доклад для олимпиады, хотя еще не очень свободно говорит по-русски, — поясняет педагог. — Остальные ребята из Йемена, Ирана пока языком не владеют, недавно приехали. Ничего, к июню все заговорят.

Мужчины не тычут в кнопки

В секциях авиамоделирования и робототехники тоже нынче пополнение: столы с роботами и моделями самолетов, собранными ребятами из технических кружков, с трудом помещаются в зале. Их гораздо больше, чем в прошлые годы. Организаторы аншлагу рады и уверяют: если кто-то еще приедет, дополнительные места можно организовать и в коридоре. Польза от этих кружков большая: у школьников развивается интерес к технике, а собирая модели, они начинают заодно разбираться в конструкции самолетов.

Дворец творчества детей и молодежи из Нефтекамска на олимпиаде уже не первый год. Андрей Чуклин, руководитель объединения «Начально-техническое моделирование», бывший «афганец», рассказывает: во Дворце творчества полно кружков и секций на любой вкус, но в последние годы особенно развиваются объединения технического профиля. Есть кружки робототехники, авиамоделирования. Помогает юным технарям весь город: и предприятия, и администрация. А горожане тащат старую сломанную технику, чтобы школьники могли разобраться, как она устроена, как ее можно починить.

— Стараюсь сделать из мальчишек мужчин, — говорит Чуклин. — Сегодня ведь 90 процентов их сверстников ничего не умеют делать руками, кроме как в кнопки компьютера тыкать. А если у них, скажем, штекер отвалился, то сразу в ступор впадают. Я даю технические азы, учу работать с разными инструментами. Мы много ездим по конкурсам и выставкам всей республики, мальчишки друг у друга учатся, обмениваются идеями, опытом. Они все у меня, как школу заканчивают, идут в технари.

Кофе подаст робот

Комиссия с интересом наблюдает, как по столу неуклюже, но целеустремленно шагает небольшой робот из конструктора «лего». Он подходит к игрушечной тележке, обеими руками берет с нее стаканчик с пластмассовыми фруктами, поворачивается и несет его хозяину. Это робот-стюард, теоретически такое чудо техники может обслуживать пассажиров самолета не хуже живого человека, разнося еду и напитки во время полета.

У Дамира Садыкова, пятиклассника из Туймазов, этот робот уже пятый. Первый умел собирать мелкие предметы и предназначался для двухлетней сестры Асель.

— Сестренка еще не умела убирать за собой разбросанные игрушки, вот я и сделал ей помощника, — бойко рассказывает Дамир. — Она роботу ничуть не удивилась, дети к таким вещам относятся как к игре.

Следующий робот «работал» пожарным. Встроенный в него телефон снимал происходящее на видеокамеру, а изображение передавалось на планшет, с которого мальчик и руководил процессом: заставлял приблизиться к горящей свече и потушить «пожар» из бутылки с водой.

— Надо бы его еще запрограммировать, чтобы мог поворачиваться во все стороны и искать тележку, а то он только вперед движется, — критически оглядывает стюарда пятиклассник. Но его робот и без этого получает специальный приз жюри.

За штурвалом — слабый пол

Романтика неба и космоса влечет, оказывается, не только мальчишек. Примерно треть участников регионального тура олимпиады — девочки, столько же их и среди занявших призовые места. «Внедряется» прекрасный пол и в технические кружки.

Шестиклассница из Нефтекамска Людмила Реутова год назад пришла в кружок начально-технического моделирования с проектом… машины времени. Хотела заглянуть в будущее. Андрей Чуклин уговорил ее начать с чего-нибудь попроще, и Люда вместе с подружкой Дашей Саттаровой разработала модель звездного робота, способного уничтожать космический мусор при помощи лазера. Модель из обычного пылесоса заняла второе место в секции робототехники.

А семиклассница Ангелина Фархазиева занимается в объединении «Техник-конструктор» при Центре технического творчества Нефтекамска. Ей нравится собирать модели самолетов.

— Раньше считалось, что летчик не женская профессия, — говорит пилот-инструктор аэродрома «Первушино» Александр Лынник. — Но посмотрите на Светлану Капанину — она абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, такое в небе выделывает, что мужики не смогут повторить. Недавно умерла Марина Попович — выдающийся летчик-испытатель, она много лет была председателем оргкомитета олимпиады. А в уфимском кадетском корпусе имени Мусы Гареева теперь учатся девочки. Мы в этом году у них летную практику принимали — отлично справляются, еще и пацанам фору дадут!

Призеров и победителей олимпиады ждали призы — планшеты, плееры, наушники. Впереди — участие в финальном этапе в Москве и летняя международная аэрокосмическая школа в Давлекановском районе.

Жанна МИРОНОВА.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Наиль ЗАРИПОВ,

проректор УГАТУ:


— В этом году отборочные туры прошли в восьми городах Башкирии. Надеемся, что наши победители достойно представят республику в Москве: мы ежегодно занимаем там призовые места и надеемся в этом году традицию продолжить. И конечно, через несколько лет мы ждем всех сегодняшних участников у нас в университете для получения достойного технического образования.

 

Вместо нефти — солнце, вместо газа — ветер


Энергетикам пора менять приоритеты, убеждён школьник

 

Макет возобновляемых источников энергии туймазинского десятиклассника Айдара Луцко выполнен до мельчайших подробностей, вплоть до линий электропередачи, деревьев и травы. При этом он действующий: школьник наводит луч портативного фонарика на солнечные батареи (каждая — размером со стандартный смартфон) — и загораются окна в домах, вспыхивают ярким светом миниатюрные уличные светильники.

 

— На макете представлены три установки, которые используют солнечную, ветряную и геотермальную энергию, — поясняет Айдар. — Почему именно на них остановил свой выбор? Во-первых, они конструктивно проще. Во-вторых, две подобные установки уже действуют в нашей республике. Это бурибаевская солнечная электростанция в Хайбуллинском районе и туймазинская ветряная электростанция у села Тюпкильды.


Конструктор запускает ветряки — и вновь повсюду загорелся свет. Вертикальные стеклянные трубочки на срезе земли показывают принцип работы геотермальной станции. Синяя — это холодная вода, которая закачивается в подземные пласты, красная — горячий пар, поднимающийся на поверхность. Он опять же используется для выработки электроэнергии. Правда, говорит юный энергетик, у нас такие установки не найдут применения, но будут востребованы в регионах с высокой сейсмической активностью.


На создание этой конструкции Луцко потратил несколько месяцев и множество различных материалов: 12-вольтная батарея, пенопласт, ткань, радиодетали, светодиоды… Немало времени занял поиск солнечных батарей. Найти их удалось через уфимских родственников.


— Чтобы «вживую» увидеть ветрогенераторы, съездил в Тюпкильды, — говорит он. — Попутно узнал интересную деталь: жители села, куда поступает энергия ветряков, благодаря невысокой себестоимости платят за электричество меньше, чем жители других сел и деревень.


По словам юноши, основное предназначение макета — показать, что альтернативные источники энергии под силу построить даже школьнику. А значит, люди, и в первую очередь молодое поколение, должны активнее работать в этом направлении.


— Энергетика — инертная сфера: чтобы что-то серьезно изменить в ней или перестроить через годы, начинать нужно уже сейчас, — рассуждает он.


Учитывая, что запасы нефти и газа не безграничны, пришла пора задуматься о смене приоритетов. А перспективы здесь большие. К примеру, по расчетам астрономов, Солнце будет светить еще около пяти миллиардов лет. Так что по человеческим масштабам солнечной энергии истощение точно не грозит.


Сейчас юноша раздумывает над тем, как изготовить полномасштабный ветрогенератор и смонтировать его в деревне у бабушки. Если задумка окажется успешной, можно будет здорово сэкономить на коммунальных услугах.


Задача на более отдаленную перспективу — поступить в нефтяной университет. Кто знает, может быть, через 15 — 20 лет многие объекты «нефтянки» будут отапливаться и освещаться за счет солнца, ветра и подземного тепла. А благодарить за это станут талантливого туймазинца.


Алексей ШИЛЬНИКОВ.

г. Туймазы.

 

Картинг для малышки

 

Пять раз в неделю Антон Захаров пропадает на станции юных техников. Электротехникой он «заболел» во втором классе. Тогда собрал свой первый светильник. Сейчас Антону тринадцать. 

 

Летом, на зависть местным пацанам, он шикует на велосипеде с цветомузыкой. Фасонистый двухколесный транспорт — его рук дело. А вот свою гордость — радиоуправляемую машину — собирал два месяца.


— Никак не мог заставить работать ее более пяти минут, — говорит паренек. — Собрал машину быстро, практически из хлама. Установил независимую переднюю подвеску, редуктор поменял, корпус сделал из облегченного пластика. Вот только пятиамперной батарейки хватало лишь на пять минут движения. Пришлось голову поломать, пока не стала машина два часа гонять без остановки. Помогли три батарейки от ноутбука. При этом на одной плате собран блок, отвечающий за повороты, на другой — за движение вперед и назад.


У Антона немало побед в технических конкурсах, но о них он скромно умалчивает. Зато о планах готов говорить бесконечно.


— Есть у меня радиоуправляемая машина, есть выполняющая команды через вай-фай и телефон, — говорит Антон. — Пришло время собирать машину, в которой рулить буду сам. Запишусь в кружок автомеханики, чтобы знаний хватило на конструирование картинга. Хочу сделать так, чтобы им легко и безопасно могла управлять даже моя младшая сестренка. Двигатель для картинга уже есть.


— Для Антона готовые решения неинтересны, — рассказывает педагог дополнительного образования Рафкат Альмухаметов. — Ему намного важнее докопаться до истины самому. В школе он только-только начал изучать физику, но порой даже мне приятно признавать его правоту, настолько он теоретически подкован. Антон не ленится самостоятельно добывать знания. Не ждет, пока его научат. Поэтому и остальные ребята к нему тянутся, часто обращаются за советом.

Зульфия САФИНА.
г. Баймак.

Республика Башкортоста